Я подумала, что пьесы написаны для постановки на сцене, поэтому вместо того, чтобы читать шедевры Шекспира, я решила их смотреть. Ведь то, как они сыграны, и есть их истинное воплощение, хоть, в зависимости о режиссера-постановщика, и многоликое.
Венецианский купецчитать дальшеВолшебная комедия. Очень сказочная, несмотря на то, что действие происходит в реальном мире, очень светлая и жизнерадостная. Домашняя. Вот такие у меня чувства после просмотра фильма 2004 года (с Аль Пачино в роли Шейлока). Многие пьесы мне не нравятся, потому что в них есть персонажи отталкивающие, хотя с точки зрения автора они должны вызывать другие эмоции. К примеру в старом фильме "12 ночь" мне было очень жаль старого дворецкого, над которым все подшучивали. Шекспир хотел в его лице выставить на посмешище католицизм и его приверженцев-"староверов", вот только я явно не прониклась его идеей. В Гамлете на меня произвело неприятное впечатление четкое разделение персонажей на положительных-мятущихся и на отрицательных-мятущихся. А может, я просто не в состоянии постичь что-то настолько мрачное и мудреное? Или моему восприятию все-таки помешало то, что я смотрела постановку на английском (с Мелом Гибсоном).
Как бы там ни было, в "Венецианском купце" я симпатизирую абсолютно всем героям. Они - простые люди, кто-то благороднее, кто-то развратнее, кто-то порывистее, а кто-то честнее. Я очень сопереживала Антонио, потому что это человек, хоть и не безгрешный (на то он и человек
), но с чистейшим, милостивым и на самом деле благородным сердцем. Он пример того, как нужно ценить дружбу: полностью доверяя, отдавая все без остатка, жизнью и душой поручаясь... Он показал достоинство и смирение перед лицом заслуженной кары. Я не сильна в вопросах веры, поэтому не могу утверждать, что он вел себя как истинный христианин/протестант (?), но в одном я уверена: он человек с искренней душой и твердой моралью. Его друзья под стать ему, достойны его дружбы, хоть и порывисты, но благодарны. А жены их - первый раз я уважаю главных героинь пьесы. Порция мне внешне даже напоминает мою одногруппницу. Я восхищаюсь ее умом и мудрости, при отсутствии образования, ее способности и желанию учиться. А ее отношения с Нериссой уверенно опровергают расхожее предположение, что женской дружбы не бывает.
Шейлока мне жаль. Бедняга. На что теперь будет похожа его жизнь? Обесценится ли для него теперь настолько ценимое им золото? Увидится ли он когда-нибудь со своей тоскующей по отцу дочерью? Простит ли он ее? Примет ли ее мужа, теперь, когда он сам христианин? Бедный, одинокий старик. Я надеюсь, что он найдет утешение.
А шут, бывший помощник Шейлока, в красивом доме, среди семьи друзей, которые почти ему чужие, одиноко и молча наблюдает за той, кто не видит его теплого, печального взгляда... Милый, добрый, верный шут. Ты бы точно никогда и никому не отдал бы ее кольцо, подари она его тебе.
P.S. Мне кажется, или между одинокой судьбой шута и Антонио есть что-то общее?



Тебе жаль Шейлока? Вот теперь уж точно знаю, что
а) никогда не посмотрю этот фильм
б) лучше всё-таки читать
За что тебе его жаль? За то, что он остался без гроша в кармане? Да, сурово. Но, простите, не заслужил ли он этого? Он был готов убить хорошего человека И не благородным способом, а мелочно и мерзко. Да ещё и на глазах общественности. Какое к нему тогда сострадание?
Его дочь... Тут возникает другой вопрос. Как он воспитывал дочь/кому доверил воспитание, что выросло то, что выросло? Да ещё Шейлоку было плевать на дочь. Он переживал лишь по поводу денег. Какая жалость?
Остальные "не согласна я" придержу при себе. Спрошу лишь вот что. Ты разделила героев "Гамлета" на две группы. Скажи мне тогда. Куда ты отправляешь Гертруду, Лаэрта, Офелию и Полония?
По поводу Гамлета. Я подчеркиваю, что заметила разделение персонажей на положительных-мятущихся и на отрицательных-мятущихся. Сложно сказать, что произвело на меня такое впечатление. Возможно, положительное отношение автора к одним персонажам и отрицательное к другим, или совершение некоторыми персонажами роковой и неоправданной ошибки, после которой они не живут, а мучаются, как будто пойманные в клетку своей жестокости и эгоистичности. А положительные персонажи мучаются не сознанием своего греха и раскаянием, а чистым желанием помочь, или простить, или найти справедливость.
Отвечая на твой вопрос, Гертруда и Полоний - отрицательные мятущиеся, Лаэрт и Офелия - положительные.
Ты со мной не согласна?
Право мести? Такого права нет. Мы не во временах викингов, мы не живём в семье Монтекки. Нет права убивать кого-либо ради мести. Я даже Гамлета за это не прощаю. Хотя он убивал не только из-за мести, но и из-за послушания отцу.
А касательно озлоблённости евреев и христиан-угнетателей... Почитай "Айвенго", там эта тема в интересном ключе раскрыта.
В фильме Антонио "плевал ему в лицо" в самом начале. Это немного не стыковалось у меня со сложившимся представлением о нем, и я рада, что в самой пьесе, возможно, этого и не было, и Шейлок говорил о христианах в целом.
Право мести - единственное, на которое еврей претендовал в такой ситуации. Прояви он милость и смирение - и его бы мучили до конца дней бездействие и обида. Сейчас, конечно, мы живем в другом времени, для нас месть - это дико. А в пьесе 16-й век и изображен человек, который, борясь за свои права, в отчаянии хватается за последнюю соломинку. В лице Антонио Шейлок, может быть, бросал вызов всем христианам.