Асами
Итак, я посмотрела фильм.
Официальной привязки к произведению "Ритуал" вроде пометки "по мотивам..." в нем нету. И хорошо. Жаль только, что источник вдохновения все-таки виднеется и иногда в довольно неожиданных и, мягко скажем, очень нелогичных местах.
Я уговаривала себя, сидя перед еще не зажегшимся экраном, что любая экранизация - это новое произведение, абсолютно новая трактовка, и именно так и следует экранизацию воспринимать. Как нечто самостоятельное. Интересно, что это будет за фильм, в котором "сохранены все основные концепции произведения" и в котором съемочная группа "пошла дальше"?
Почти на протяжении всего фильма я делала :facepalm3:
Но он был и по своему хорош, надо признать. Были моменты, когда я всем сердцем радовалась - или очень-очень пугалась.
*
После трейлера я ожидала переноса действия в некое подобие русской среды. Если говорить точнее, то местом действия оказалось некое княжество, явно принадлежащее миру фэнтези. Честно говоря, жутко странно это смотрелось. Драконы, как правило, фигурируют в европейских сказках. До Руси они, видимо не долетали. (У нас были, впрочем, свои драконы: Горыныч, например). Поэтому что-то в моем восприятии не стыковалось. Опять же Игорь, который больше напоминал типичного героя европейских экранизированных сказаний... И тут же - леденец в виде петушка, кокошники, бусы... Ну да ладно, режиссер создал свой мир, он тоже имеет право на существование. Просто мне он немного непонятен и чужд.
Далее, о "сохранении" концепций.
С самого начала фильма у меня возникла острое чувство противоречия. И что-то навязчиво казалось мне нелогичным.
Легенда гласит, что драконы держали людей в страхе. Люди приносили им (ему?) в жертву девушек. Сразу несколько? Он забирал только одну, а другие с облегчением возвращались к обычной жизни? Или он делал несколько залетов? Я понимаю, что все это можно оправдать тем, что драконов раньше было много, и жертв готовили по числу драконов, но в фильме как-то это все очень мутно показано, на мой взгляд. И поэтому вызывает некоторое недоумение. Еще и потому, что до Драконоборца ни у кого, видимо, не возникло желания побороться за любимых, дочерей, сестер! И настолько все боялись, что вот так запросто возник у людей чисто конкретный ритуал жетвоприношения и приклонения перед Самим Ужасом, имя которому Дракон.
Я молчу (хотя нет, похоже, не молчу) о том, что из пепла спаленных драконом девушек появляется ребенок-дракон. И я поняла бы, если бы на свет появлялось нормальное существо-оборотень. (Хотя и тут, извините, но у меня возникают вопросы: А женщины драконы, что же, принцев крадут и на них огнем дышат? :shy2: Почему такая интересная деталь в легенде о Ритуале не отражена? А если нет, то есть ли женщины-драконы вообще? Почему мужчины-драконы не могут иметь потомства от них? Потому что женщин-драконов больше не осталось в живых? Но этого нигде не сказано!) Но нет же. Вначале новорожденный - это обычный человеческий ребенок, а драконом он может и не становиться, если не захочет. Ведь если бы Драконоборец не убил бы на глазах мальчика его отца, тот бы не разозлился, и не разбудил бы гневом в себе драконью сущность.
В связи с отцом мальчика у меня тоже возникает несколько вопросов. Почему он так запросто дал себя проткнуть? Тут только догадываться можно, но мне кажется, отец не был таким уж монстром, как говорит потом главный герой. И уж главный герой точно должен был об этом знать, если он, став драконом, увидел и почувствовал все, что видели и переживали до него его предки.
Так вот, возвращаясь к разговору о сознательном пробуждении в себе драконьей сущности. Из такого расклада словно напрашивается вывод: дракон - это зло, то, что в человеке порождает злоба, ненависть... А еще боль, тоска, осознание утраты? Дети, рожденные из пепла невинной девушки, подвержены такому... заболеванию? Приступы которого они не могут потом контролировать? Кстати, как-то довольно странно не могут, если вспомнить, как главный герой намеренно обернулся драконом у самой земли, когда Мирра пыталась сброситься от него со скалы. В добавок, эта "драконья болезнь", как можно заключить из фильма, (главный герой гневно упрекает героиню: Зачем вы пели ритуальную песню?) делает человека - подчеркиваю, человека! - подверженным воздействию той самой ритуальной песни. :conf3: Но ведь вначале был дракон, а потом ритуальная песня, да? Люди придумали ритуал из ужаса перед ним, так? Что-то тут не сходится...
Не понятна мне изображенная в фильме драконья сущность. Главный герой вроде дракон, а вроде и нет, поскольку мог им не быть. Княжну он украл потому, что его вынудила ритуальная песня. И он не мог к ней прикоснуться, потому что сразу от этого зверел, точнее, оборачивался драконом. (Странно на него прикосновения к княжне действовали. Хотя, впрочем, это-то как раз естественно.) И единственно это - неминуемая смерть, сулившая княжне от прикоснувшегося к ней и как следствие впавшего в безумство человека-дракона - и мешало ей, точнее, дракону вернуть ее домой. Оставалось ждать князя. Кстати, а чье любящее сердце кому должно было путь в тумане указать? :conf2: Княжны? Князя? Обоих? Похоже на то, но это очень нечетко объяснено в фильме. Очень странно звучало высказывание главного героя, когда речь зашла о потенциальном спасителе: "Теперь все зависит от тебя" - сказал он Мирре. Правда? :conf2: А если жених струсил и думать не думает отправляться на поиски суженой? Дракон же в страхе все княжество держал! Аж вон какой ритуал в его честь создали!
Кстати, по количеству сундуков, которые якобы выпали с затонувших кораблей заплутавших в тумане незадачливых спасителей, которые пытались когда-то найти путь к драконьему острову, мы заключаем, что смельчаки все-таки и до Драконборца находились. Вот только содержимое этих сундуков в самом деле озадачивает: они - спасители - шелками хотели дракона задушить? :hmm: Подкупить богато украшенными женскими платьями? Эти сундуки больше напоминали груз торгового судна, чем корабля спасательной экспедиции.
Что заставило меня :laugh: на весь кинотеатр, так это момент знакомства главных героев. Почему главный герой не помнит, как его зовут? :confused: Потому что в его имени "больше нет необходимости"? Воображение услужливо нарисует печального дракона страдавшего в одиночестве целую вечность и в отсутствии собеседника трагически забывшего свое имя. Но неужели за те годы, которые прошли с тех пор, как Драконоборец убил его отца, ему было так плохо, что даже то, что отпечатывается на подкорке сознания, забылось? Люди ведь ритуал все это время помнили... Как же наш главный герой себя проклинал в гневе на самого себя? Как он обращался к себе мысленно? Я не психолог и мое предположение ни чем не обосновано, но я почти уверена, что свое имя забыть почти невозможно. Как бы там ни было, такова реальность нашего главного героя. Возможно, в ожесточенной битве со своим внутренним драконом он и позабыл его.
Следующий сногсшибательный (если бы не кресло, в котором я сидела) момент: главная героиня радостно называет его... как бы вы думали? - Арман! - "Почему Арман?" - спрашивает озадаченный безымянный дракон. (Он еще не так озадачен как я. :horror2: ) Ответ восхитителен: "Звучит по-заморски!" "И что это имя значит?" "Мечта". :facepalm3:
Арм-Ан - имя, в каждом звуке которого слышится тысячелетняя история славного рода драконов! Одно из имен, вырезанных на каменном жертвенном столе среди имен его предков! Но нет! Это из другой истории. Мало того, что главный герой предстает перед зрителем одичавшим отшельником, он еще происходит из непонятно-человек-ты-или-дракон рода! Что он делает на скелете его предка? :conf2: Откуда он знает, что это его предок, а не динозавр? :conf3: Или одно другое не отрицает? :hmm: А динозавр точно имеет отношение к его роду ЛЮДЕЙ, страдающему странным заболеванием, сопровождающимся неконтролируемыми приступами обращения в дракона и навязчивым желанием красть молоденьких княжен при звуке ритуальной песни? Кстати, а почему эти приступы потом стали ему подконтрольны? Получается, драконья сущность действительно часть его с рождения, не нечто, что просыпается или что ты сам в себе будишь от злобы? А как же выбор малыша не становиться драконом? В моем сзнании все-таки образ нареченного с легкой руки Мирры Армана как-то не соберется. Только очень жаль, что имя, в котором отражалась история стало неким на заморский манер данным именем с красноречивым, непонятно откуда взявшимся значением "мечта".
Возвращаясь к изначально затронутой теме сохраненных концепций.
И близко не было. Дракон борется с собой, а не с древним как мир Ритуалом. Так отчаянно борется, что даже "Сумерки" время от времени вспоминались. А Мирра тем временем учится слушать свое сердце. В чем, к моему искреннему счастью, преуспевает и вовремя. И никто - удивительно! - не спорит с ее выбором. Даже особо удивленных не было, как мне показалось! "Значит, твое сердце так решило," - смиренно проговорил отец, повторяя реплику командорфа Норингтона. Поразительно сговорчивые родители! Интересно, а дочь, а внучку им удалось свою потом хоть раз повидать? Более того, прилетевшего на зов самой "жертвы" дракона, еще защищают. Кто-то даже спасает его от нацеленной в него пики! Все ради того, чтобы княжна была счастлива в любви, да? Кем бы ее избранник бы ни был. Родители, между прочим, не знают, что дракон может в человека обращаться. Не знают, что он не монстр кровожадный. Если бы реальность фильма была бы более правдоподобной, я бы родителей Мирры пожалела.
Еще мне было грустно видеть те роскошества, которые сундуками вымывало море на берега странного драконьего острова. В то время, как Юта (принцесса в оригинальном произведении) в отсутствие привычных удобств и убранств, королевских обедов и чудных нарядов чувствовала себя по-настоящему свободной, в то время, как она находила интерес в чтении старинных текстов, радость в общении с ее пленителем, забаву в исследовании замка и выращивании на одной из его башен подобия сада... В это время Мирра учила своего новонареченного похитителя "жить по-человечески". Словно одержимая бытом, она навела подобие порядка на острове, припахав дракона таскать сундуки и помогать с подбором тканей для украшения интерьера. И дракону это нравилось. Ведь это так "по-человечески". Его я, кажется, могу понять, но видеть подобную социолизацию мне было грустно.
Нет, режиссер. Вы не "пошли дальше".
Вы сняли неплохой, добрый, сказочный фильм, правда, с немного непродуманной историей. (В фэнтези тоже есть свои законы, ведь этот мир по своему реален.) Но мне приятно было смотреть на то, как главный герой показывает героине ветер, учит ее его слышать. И как же я рада была, когда на отчаянный зов Мирры, воплотившийся в ритуальной песне, главный герой все-таки прилетел. Как же я рада, что он все-таки не разбился. Мирра, правда здорово, что ты научилась вместе с ветром слушать свое сердце. Если б только Юта прислушалась бы к своему сердцу раньше...
Так что... спасибо вам, режиссер, за сказку с добрым концом.


@темы: рецензии на фильмы, драконы, фильмы